Подъемки, выверка и рехтовка пути

  • Срок службы мостов и наблюдение за ними

Срок службы мостов и наблюдение за ними

Блочный монтаж
Срок службы деревянных мостов, как указано было выше, весьма непродолжителен. Металлические мосты являют примеры продолжительной службы на железных дорогах. Правда, некоторые из них разрушались прежде, чем успевали износиться. Это те мосты, в которых при расчете было упущено какое либо усилие или, проще говоря, которые были неверно рассчитаны. Таких мостов можно было бы насчитать достаточное количество. Упомянем об одном из них, а именно: о мосте через реку Кошму на Моршано-Сызранской железной дороге, который при испытании сел на неубранные еще, к счастью, под ним подмости. Случилось это, как потом выяснилось, из за того, что поперечные балки моста были расчиганы на меньший пролет, чем следовало.

В настоящее время трудно установить, хотя бы даже с приблизительной точностью, срок службы металлических мостов, так как все они построены сравнительно недавно. Сорок-пятьдесят лет для металлического моста-срок сравнительно неболынгй. Есть мосты, уже давно превзошедшие его. Старейшие мосты Октябрьской (б. Николаевской) железной дороги служат более пятидесяти лет. Из них интересно отметить мост через реку Волхов, построенный инженером Н. А. Белелюбским (строителем Александровского моста через Волгу). Построен он в 1873 году, когда еще не существовало каких либо установленных норм расчетов мостов (они были выпущены лишь в 1875 г.), силами русских инженеров и техников, и лишь материал для него (железо) был доставлен английскими заводами.

Мост этот пережил много перемен. И изменился не только вес лежщих на нем рельсов (чуть ли не вдвое), но и вес проходящих по нем поездов. Первые паровозы, на которых он был испробован, весили с тендером не более 60 тонн, с давлением на ось в 12 тонн, и экзамен свой он выдержал блестяще. И через 50 лет беспрерывной и добросовестной службы ему предлагается вновь выдержать экзамен, но уже более солидный, чем первый. Испытание производится в 1921 году с паровозом, весящим вместе с тендером не 60 тонн, как то было вначале, а 292 TOHHJ, с давлением на ось в 32 тонны. Мост опять оказался на высоте. Таким образом, даже при таком значительном увеличении нагрузки, мост продол-жает свою службу попрежнему и неизвестно, сколько времени прослужит еще.

Нельзя не упомянуть кстати, что силы моста, очевидно, все же от такой усиленной работы надорваны, и в последние годы в некоторых местах ферм стали появляться небольшие трещины. Таких трещин в настоящее время насчитывается до 46 в сорока различных пунктах. Это обстоятельство заставляет весьма бережно относиться к мосту, разрешая ходить по нему поездам со скоростью не свыше 10 килом. в час и запрещая на нем применение тормазов и остановок. Администрация дороги принимает меры к его усилению. Наблюдение за мостами должно быть особенно тщательно, а потому, кроме дорожных мастеров, ведекя специальными мостовыми мастерами и мостовыми слесарями. Оно заключается в следующем: 1) сохраняют быки или устои свое положение, 2) не подмываются ли устои и конуса, 3) нет ли опорных трещин и целы ли катки, подушки и подферменные камни мостов, 4) не разрушается ли кладка и облицовка опор мостов, 5) нет ли трещин в составных частях фермы моста и целы ли заклепки, 6) нет ли прогиба в металлических частях моста, 7) сохраняется ли окраска и не ржавеют ли металлические части моста, 8) не загнили ли продольные и поперечные Грусья моста.

Всю зиму для предохранения опор моста должна производиться вокруг них околка льда. Окраска моста обычно возобновляется через каждые 4-5 лет суриком на масле и иногда серой краской (белилами на масле с незначительной примесью голландской сяжи).